В А. Деркунская,

канд. пед наук доц. каф. дошкольной педагогики

Института детства Российского государственного

педагогического университета им. Л И. Герцена,

г. Санкт-Петербург

      Первое, что следует отметить, познакомившись с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее Стандарт), - это ориентация нового документа на со­циализацию и индивидуализацию развития ребёнка о возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организа­ции (далее - ДОО) формируется как программа пси­холого-педагогической поддержки позитивной со­циализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все об­разовательное содержание программы, в т. ч. и му­зыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музы­кальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, откры­тия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в пре­ломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

 

Образовательная область

«Художественно-эстетическое развитие»

 

     Основное содержание образовательной обла­сти «Музыка», к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требова­ний к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, теперь представлено в образовательной области «Худо- жественно-эстетическое развитие» наряду с изо­бразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребенку до­школьного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произ­ведениями искусства к целом, развивать художе­ственное восприятие, чувственную сферу, способ­ность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначе­ние любого вида искусства - это отражение дей­ствительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.

__________________

1  Обращаем внимание, что приказы Минобрнауки  России: oт 23.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральным государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»; от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утратили силу. – Примеч. ред.

 

 

 

Итак, образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» предполагает:

 

 

 

Задачи музыкального воспитания в различных образовательных областях

 

     В других образовательных областях, обозначен­ных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.

Так, например, касательно образовательной об­ласти 'Социально коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социо­культурных ценностях нашего народа, об отече­ственных традициях и праздниках.

Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, раз­мере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и време­ни, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

В образовательной области «Речевое разви­тие» речь идёт о развитии звуковой и интонацион­ной культуры речи.

Образовательная область «Физическое раэвитие» подразумевает задачи развития таких физиче­ских качеств, как координация и гибкость; развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук; становление целена­правленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве расширяется. Это за­дачи, связанные с вхождением ребенка и мир музы­ки, задачи развития музыкальной эрудиции и куль­туры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с разви­тием опыта восприятия музыкальных произведе­ний, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам, задачи развития звукового сенсорного и интонационного опыта дошкольни­ков. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, ми­ром предметов и природ и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.

Музыкапьно-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально- пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двига­тельной сфере.

 

Виды музыкальной деятельности

 

Стандарт определяет возрастосообразные виды деятельности, в т. ч. и музыкальную деятельность детей.

 

В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами и позна- вательно исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная актив­ность и тактильно-двигательные игры.

 

В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это пред­метная деятельность и игры с составными и дина­мическими игрушками, экспериментирование с ма­териалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

 

Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и друтие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно - исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирова­ние с ними), восприятие художественной литерату ры и фольклора, самообслуживание и элементар­ный бытовой труд (в помещении и на улице) кон­струирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музы­кально ритмические движения, игры на детских му­зыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

 

Формы музыкальной деятельности

 

     Исходя из предложенных Стандартом возрасто- сообразных видов деятельности, становится воз­можным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста (таблица). Обратите внимание, что предло­женные формы практико-ориентированного характера в первую очередь прорастают из культурных практик ребёнка.

 

Вариативные формы музыкальной деятельности детей раннего и дошкольного возраста в детском саду

 

  Возраст                             Ведущая деятельность                                                                   Возрастосообразные формы музыкальной деятельности

 

   1-3 года                                 Предметная.                                                                   Игровое зкспериментирование со звуками на предметной основе.                                                                                                                                      Игры-эксперименты со звуками и игры путешествия в                                                                                                                                                      разнообразный мир звуков (немузыкальных и музыкальных).

                                    Предметно-монипулятивная

   Предметное коллекционирование (выставка погремушек, детских    музыкальных инструментов, любимых музыкальных игрушек и т    . п.).

   Музыкально-игровые приёмы (звукоподражание).

   Музыкальные и музыкально-литературные загадки

   Музыкальные пальчиковые и музыкальные логоритмические            игры. Музыкально двигательные игры-импровизации

   Музыкальные сказки (слушание и исполнительство)

 

    3-5 лет

                                            Игровая                                                                             Музыкальные сюжетно-ролевые игры (песня-игра).

                                   (сюжетно-ролевая игра)

 

   Музыкальные игры-фантазирования

   Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе.

   Усложняющиеся игры-эксперименты и игры путешествия.

   Музыкально-дидактические игры.

   Игры-этюды по мотивам музыкапьных произведений.

   Сюжетно-проблемные ситуации или ситуации с ролевым                  взаимодействием.

   Концерты-загадки

   Беседы, в т. ч. по вопросам детей о музыке

 

 

   5-7 лет

Сложные интегративные виды деятельности,                                     Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность,

переход к учебной деятельности.                                                       полипроблемность.

 

   Музыкально-дидактическая игра.

   Компьютерные музыкальные игры.

   Исследовательская (опытная) деятельность.

   Проектная деятельность.

   Театрализованная деятельность.

   Хороводная игра.

   Музыкальные игры-импровизации.

   Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.

   Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.

   Интегративная деятельность (художественная полидеятельность).

   Клуб музыкальных интересов.

   Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).

   Самостоятельная музыкальная деятельность детей.

 

 

 

Программы и технологии музыкального воспитания

 

    Стандартам допускается привлечение парциальных программ и авторских технологий для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Не секрет, что музыкальные руководители редко роботают по разделу «Музыка» примерной образовательной программы дошколь­ного образования, которую выбирает учреждение. Практически всегда специалистом привлекаются парциальные программы, например «Ладушки» И.М Каплуновой, И.А. Новоскольцевой, «Музыкаль­ные шедевры» О.П. Радыновой. «Музыкальная рит­мопластика» Л.М. Бурениной и др. На их основе му­зыкальный педагог разрабатывает свою программу, которая успешна и результативна, сориентирована на воспитанников детского сада, их потребности, интересы и возможности учреждения. Именно так и должен сегодня выглядеть раздел образователь­ной программы детского сада, связанный с музыкальным развитием детей раннего и дошкольного возраста.

    Если музыкальный руководитель использует парциальную программу в полном объёме, ничего не меняя в ней, то достаточно ссылки на эту про­грамму, авторские технологии, методики, формы организации образовательной работы. Но такой ва­риант встречается крайне редко, поскольку при­ближенная к идеалу программа возможна при личном участии или вдумчивой переработке музыкальным руководителем существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности.

Образовательная программа утверждается уч­реждением самостоятельно в соответствии со Стан­дартом и с учетом Примерных программ.

 

     В соответствии со Стандартом увеличилось со­отношение времени на часть, формируемую участ­никами образовательных отношений. Теперь это 40% от времени пребывания ребенка в детском саду (от 10 или 12 ч).

Эта часть программы может включать различ­ные направления (например, углубленнее художе­ственно-эстетическое развитие, музыкальное раз­витие), выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.

    Данная часть программы должна учитывать об­разовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, мо­жет быть ориентирована

 

     Очевидно, что при таком подходе необходимо изучать интересы и потребности детей, их родите­лей. в. т. ч. связанные с музыкой и музыкальной дея­тельностью, хорошо знать возможности педагогического коллектива.

Как показывает опыт, программы, связанные с музыкальной логоритмикой и ритмопластикой, с творческим музицированием, с музыкальным театром, детской хореографией и танцами, фолькло­ром очень востребованы и детьми, и родителями. В целом художественно-эстетическое направле­ние - самое перспективное для части программы, формируемой участниками образовательных отно­шений.

 

Психолого-педагогические условия реализации программы

 

Необходимо остановиться на психопого-педаго- гических условиях реализации программы в соот­ветствии со Стандартом.

 

  1. Уважение взрослых к человеческому достоин­ству детей, формирование и поддержка их положи­тельной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

  2. Использование в образовательной деятельно­сти форм и методов работы с детьми, соответствую­щих их возрастным и индивидуальным особенно­стям {недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).

  3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориетнтированного на интересы и возможности каждо­го ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных ви­дах деятельности.

  5. Поддержка инициативы и самостоятель­ности детей в специфических для них видах деятельности.

  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

  7. Защита детей от всех форм физического и пси­хического насилия.

  8. Поддержка родителей (законных представите лей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Иными словами, ребенок воспринимается взрос­лым как субъект образовательной деятельности.

В музыкальной деятельности подобный выбор необходим дли ребёнка. Если мы говоримо ребенке как о субъекте музыкальной деятельности, то и сам процесс музыкального развития и организация музыкальной деятельности требуют нестандартного подхода. Эта тема актуальна как никогда и может быть рассмотрена отдепьно.

 

Целевые ориентиры дошкольного образования

 

Принятый Стандарт существенно упрощает про­цесс мониторинга (педагогической диагностики) в деятельности музыкального руководителя. В соответствии со Стандартом для решения образователь­ных задач может проводиться оценка индивидуаль­ного развитии детей в рамках педагогической диа­гностики (или мониторинга).

 

Результаты педагогической диагностики (мони­торинга) могут использоваться специалистом ис­ключительно для решения образовательных задач:

 

Требования Стандарта к результатам освоения Программы даны в виде целевых ориентиров до­школьного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные харак­теристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

 

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс ва­риантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенно­сти дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образовании в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответ­ственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образова­тельных достижений и обуславливают необходи­мость определения результатов освоения образо­вательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосред­ственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными дости­жениями детей. Они не являются основой объектив­ной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры